вторник, 11 мая 2010 г.

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Головачева А.М., гр. ДЛЭ-301
Образовательные технопарки в венчурном бизнесе

Технопарк - объединение малых вузовских фирм, имеющее целью создание общей системы экономико-правового обслуживания, технического обслуживания, а также общей системы инвестиций и общей системы ведения инновационной деятельности.
Итак, каков же «портрет» наиболее типичного для мировой практики технопарка? Инициатором создания являются местные власти, а целью создания стоит развитие региона. Главные задачи деятельности – это создание рабочих мест, привлечение местных инновационных фирм и компаний, привлечение иностранных инвестиций.

Основными задачами создания технопарков являются: превращение знаний и изобретений в технологии; превращение технологий в коммерческий продукт; передача технологий в промышленность через сектор малого наукоемкого предпринимательства; формирование и рыночное становление наукоемких фирм; поддержка предприятий в сфере наукоемкого бизнеса.
Технопарк создается в городе или ближайшем пригороде чаще всего на территории университета или другого учебного заведения. Он занимает относительно небольшую площадь и имеет относительно небольшие масштабы деятельности (до 20 га площади, до 300 рабочих мест, несколько десятков арендующих фирм), может иметь достаточно большую зеленую зону. Отношения с университетом (учебным заведением) строит на совместном использовании услуг, инфраструктуры и объектов.
Имеет в своем составе бизнес - инкубатор. Вместе с университетом (учебным заведением) осуществляет учебные и образовательные программы. Управление технопарком осуществляет немногочисленная управленческая структура
Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие научно-технологического и производственного предпринимательства, создание новых малых и средних предприятий, разработку производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.
Регион, способствуя созданию и развитию технопарков, получает возможность формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечение в регион высококвалифицированных специалистов, поддержки и развития сектора экономики и, в связи с этим, создания новых рабочих мест.
Промышленным предприятиям предоставляется возможность в полной мере использовать потенциал научно-технического комплекса региона для повышения конкурентоспособности своей продукции, ускоренного внедрения новых технологий, целевого отбора выпускников, прошедших хорошую школу работы в малых инновационных предприятиях, рисковых фирмах.
Вузы и технологические НИИ получают возможность предоставить своим научным коллективам и отдельным ученым условия для завершения исследований и создания на их основе конкурентоспособной научно-технологической продукции. При этом формируется коллектив с участием автора идеи, разработчиков, аспирантов и студентов, которые в дальнейшем продолжают работать в этом направлении и на производстве.
Такие коллективы на практике овладевают навыками активной предпринимательской деятельности, которая осуществляется в условиях жесткой конкуренции в области производства наукоемкой продукции. Парки повышают престиж вуза, НИИ, их роль в развитии региона.
Интеллектуальный капитал и физическая инфраструктура университета служит определенным магнитом, притягивающим и поддерживающим интересы промышленности и предпринимательства, стремящихся получить доступ к ресурсам, имеющимся только в вузе (библиотеки, информационные возможности, исследовательские лаборатории, специальное оборудование, научные заделы, высококвалифицированные преподавательские и научные кадры).
Технопарк служит для развития наукоемких технологий, наукоемких фирм. Это своеобразная фабрика по производству средних и малых рисковых инновационных предприятий. Одна из важнейших функций технопарка - непрерывное формирование нового бизнеса и его поддержка.
Учредителями “научных парков” в первую очередь являются университеты, технические и иные вузы, научные и конструкторские учреждения. Их вклад в создание “научного парка” - научные идеи, фундаментальные знания, изобретения, научное консультирование, предоставление в распоряжение парка прилегающей территории, помещения, оборудования, библиотек и т.д.
Заинтересованы в создании технопарка и промышленные предприятия, которые используют его для решения технологических проблем, поддержания конкурентноспособности. Вкладом предприятий является финансовая и материальная поддержка.
Несмотря на сильные различия в экономических условиях разных стран имеется одна универсальная причина появления технопарков в вузах.
Эта причина кроется в том, что для обеспечения наиболее благоприятных условий для развития вузы создают многоканальные системы финансирования своей деятельности.
Первой основной компонентой этой системы является государственное (федеральное) финансирование учебной и научной деятельности.
Вторая компонента - это пополнение бюджета вуза за счет ведения научных исследований - НИЧевская составляющая. Основной задачей НИЧ является организация научных исследований в различных областях науки и техники. Такое положение вещей было, есть и будет. Однако некоторые направления исследований получают столь мощное развитие, что требуют качественно новой экспериментальной или даже производственной базы. Таким образом, эти направления перерастают рамки НИЧ и для своего дальнейшего развития требуют образования юридического лица -- либо в форме НИИ, либо в форме УНЦ, либо в форме малого предприятия. Объединение подобных юридических лиц и создают технопарк.
Третья компонента- за счет ведения образовательной деятельности на коммерческой основе (коммерческий прием, различные образовательные услуги).
Четвертая компонента - за счет производственной деятельности технического вуза (технопарк).
Пятая - по международным связям, финансирования по международным программам, спонсорская помощь и так далее.
Основу деятельности технопарка составляет производственная деятельность. Для решения специфических задач, связанных с осуществлением этой деятельности создаются отдельные юридические лица - малые предприятия. Эти малые предприятия будучи изолированными друг от друга попадают в довольно сложную ситуацию, ибо они имеют весьма ограниченные финансовые, технические, кадровые и прочие возможности. По этой причине малые предприятия имеют тенденцию к образованию объединений, которые получили название - технологический парк или, сокращенно, технопарк. Итак, технопарк - это объединение малых вузовских фирм, имеющее целью создание общей системы экономико-правового обслуживания, технического обслуживания, а также общей системы инвестиций и общей системы ведения инновационной деятельности. Иными словами, технопарк - это дружественная среда, в которой обеспечивается высокая выживаемость малых вузовских фирм наукоемкого производства, благоприятные условия для их развития.
В России формирование первой волны технопарков началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Большая их часть была организована в высшей школе. Эти технопарки не имели развитой инфраструктуры, недвижимости, подготовленных команд менеджеров. Они, как правило, создавались в качестве структурного подразделения вуза и не были реально действующими организациями, которые инициируют, создают и поддерживают малые инновационные предприятия. В единичных случаях технопарки были образованы в форме ЗАО, которая дает возможность осуществлять гибкое управление при относительной независимости от базовой организации. Российские технопарки, за редкими исключениями, не выполняют функций инкубатора, а служат в первую очередь своеобразными "площадками безопасности"2, ограждающими находящиеся в них предприятия от агрессивной внешней среды. Сроки пребывания малых фирм в технопарке не ограничены и составляют на сегодняшний день в среднем около 10 лет (при международном стандарте в 2-3 года).
Первый технопарк в Российской Федерации был создан в 1990 г. - "Томский научно-технологический парк". Затем их образование резко ускорилось: 1990 г. - 2 технопарка, 1991 г. - 8, 1992 г. - 24, 1993 г. - 43. На сегодняшний день создано около 80 технопарков, преимущественно при вузах.
Однако реально действующих технопарков значительно меньше: так, в 2000 г. была проведена аккредитация, которую сумели пройти около 30 технопарков. И только чуть более десяти из них были признаны отвечающими международным стандартам. Оценка технопарков проводилась по таким критериям, как степень связи технопарка и университета, уровень вовлеченности студентов, число созданных и реализованных на промышленных предприятиях технологий, степень заинтересованности региона, промышленности и населения в работе технопарка, и по ряду других. Самые высокие агрегатные показатели были у 10 технопарков (см. табл. 1). Один из крупнейших - Научный парк МГУ - оказался на одиннадцатом месте.
Столь небольшое число реально работающих технопарков, выявленное по итогам аккредитации, объясняется тем, что при создании технопарков не использовались рыночные подходы. Большинство из них организовывалось с единственной целью - получить дополнительные бюджетные средства под новую структуру. В то же время и со стороны государства не проводилось какой-либо первоначальной селективной политики по заданным критериям: в частности, не делалось приблизительного расчета окупаемости проектов. (См. таблицу 1)
Характерно, что проведенная аккредитация не изменила положения вещей. Она была только средством, позволившим выявить реальный уровень развития инновационной инфраструктуры, однако не влекла за собой никаких последствий - ни налоговых льгот, ни дифференцированного, в зависимости от результатов работы технопарков, финансирования. Бюджетные средства, в случае их выделения, продолжали распределяться равномерно по всем действующим технопаркам, входящим в Ассоциацию технопарков.
В заключение следует выделить следующие наиболее значимые препятствия на пути развития российских технопарков:
а) отсутствие надежной правовой базы создания и развития технопарков (хотя сами понятия и признаки технопарков, концепция и технология их создания уже выработаны)
б) недостаточность материально-технической и финансовой поддержки со стороны государства
в) отсутствие квалифицированных кадров
г) сложная экономическая ситуация в стране; высокие налоги на производство; дороговизна кредитов
д) у государства отсутствует понимание преимуществ, заложенных в понятие «технопарк»
е) Надзорные органы, с которыми надо что-то согласовывать, решать. Нет системы «одного окна», куда инвестор может отдать все документы и получить ответ
ж) низкая культура производства; отсутствие опыта управления

Таблица 1- Наиболее эффективные технопарки России (по итогам аккредитации 2000 г.)
Название технопарка балл
1 Международный научно-технологический парк "Технопарк в Москворечье" Московского государственного инженерно-физического института, г. Москва 9,53
2 Научный парк "МЭИ" Московского государственного энергетического института, г. Москва 8,93
3 Научно-технологический парк "Волга-техника" Саратовского государственного технического университета, г. Саратов 8,03
4 Технопарк Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета, г. Санкт-Петербург 7,60
5 Научно-технологический парк "Башкортостан" Уфимского государственного авиационного технического университета, г. Уфа 7,47
6 Научно-технологический парк Нижегородского государственного технического университета, г. Нижний Новгород 6.78
7 Зеленоградский научно-технологический парк Московского института электронной техники, г. Москва, Зеленоград 6,71
8 Обнинский научно-технологический парк "ИНТЕГРО" Обнинского института атомной энергетики, г. Обнинск 6,45
9 Ульяновский технопарк Ульяновского государственного технического университета, г. Ульяновск 6,28
1 Томский международный деловой центр "Технопарк", г. Томск 6,08

Комментариев нет:

Отправить комментарий